В январе 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин поручил руководителям субъектов страны к 1 декабря внедрить у себя центры управления регионом (ЦУР), предназначенные для сбора информации, моделирования, прогнозирования и принятия решений в области регионального управления, а также для обмена информацией с федеральными органами власти.
Развитие цифровых платформ обратной связи с гражданами по всей стране было поручено московскому АНО «Диалог». В качестве образца для разработки ЦУР в регионах с большой долей вероятности будет предложен уже работающий центр управления регионом в Московской области, основой которого является портал обратной связи с жителями Подмосковья «Добродел».
Что представляет из себя ЦУР в Московской области
Центр управления регионом в Московской области открылся в Доме правительства Подмосковья в начале 2019 года. Как отмечают в руководстве региона, «ЦУР решает задачи по оперативному управлению областью путем сбора и анализа данных во всех сферах жизнедеятельности Подмосковья». В областном центре управления регионом задействовано 122 сотрудника, отвечающих за основные блоки: медицина, образование, соцзащита, дороги и общественный транспорт, госуслуги, ЖКХ и мусор, экология, строительство, безопасность, СМИ, нацпроекты и т.д.
Сотрудники областного ЦУР получают данные от портала «Добродел», горячих линий губернатора, профильных ведомств, муниципалитетов, отраслевых систем. В среднем в неделю центр управления регионом обрабатывает от 10 до 12 тыс. сообщений от населения, отправленных в региональные и муниципальные органы власти, на горячую линию губернатора, а также полученных через портал «Добродел» и систему «Инцидент».
Эволюция ситуационных центров: от «комнат с красивыми экранами» до «Умного города»
Ожидается, что центры управления регионом станут усовершенствованной версией ситуационных центров (СЦ), функционирующих в России уже второй десяток лет.
Первый ситуационные центры создавались в рамках федеральной программы «Электронная Россия 2002-2010». Их основной функцией являлся сбор, обработка и интеграция в единую систему данных, поступающих в виде обращений руководителям ведомств.
К 2008 году ситуационные центры появились как в ведомствах федерального уровня, так и руководителей регионами. Свои СЦ имели: Правительство РФ, Администрация президента РФ, Центр управления кризисными ситуациями МЧС, Министерство природных ресурсов РФ, Росатом, Информационно-аналитический центр Центризбиркома, ряд силовых министерств и др.
На региональном уровне наиболее масштабными стали СЦ мэра Санкт-Петербурга, СЦ губернатора Красноярского края, СЦ полпредов Президента. В минувшем десятилетии в планах было заявлено появление сети СЦ губернаторов (около 80), СЦ министерств и ведомств (около 50), СЦ муниципальных образований (около 2000).
По оценкам экспертов, в начале реализации программы «Электронная Россия 2002-2010» ситуационные центры в регионах имели низкую эффективность в работе и «в основном являлись имиджевыми проектами руководителей, которые около 80% выделенных средств израсходовали на красивые экраны».
В 2011 году власти разработали новую программу по централизации управления регионами: на смену «Электронной России» пришла новая программа «Информационное общество». При этом эффективность работы действующих СЦ в регионах по-прежнему оставалась на низком уровне. По данным экспертов, в созданных ситуационных центрах технические средства (видеоэкраны и т.д.) использовались на 90%, а программные и аналитические возможности – на 40%. Кроме того, 80% СЦ органов госвласти применялись исключительно для обучения. Причиной тому назывались недостаток финансов и отсутствие каналов связи. Для улучшения показателей было принято решение о разработке единых государственных технологических стандартов, по которым в дальнейшем СЦ в стране должны были объединиться в единую сеть.
В 2014 году в России появилось новое решение в работе по централизованному руководству регионами. В субъектах РФ стали внедрять аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который можно сравнить с ситуационным центром в сфере обеспечения общественной безопасности. В конце 2018 года Минстрой РФ утвердил проект «Умный город», в рамках которого в регионах должны появиться еще и ситуационные центры, отвечающие за внедрение «умного» ЖКХ, формирование доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, создание инновационной городской инфраструктуры, цифровизацию строительства, территориального планирования, развитие городских транспортных систем.
По пути «Добродела»
По мнению большого количества экспертов и судя по публикациям СМИ, центры управления регионом по сути станут не ситуационными центрами с большим масштабом и возможностями, а порталами обратной связи с гражданами (ПОС), но с расширенным функционалом.
Первый портал обратной связи на региональном уровне был запущен властями Москвы в 2011 году в рамках столичной концепции «Открытое правительство» и носил название «Наш город». По средствам него жители Москвы могли оставлять идеи и предложения о благоустройстве столицы и сообщения о недочетах в работе городских служб и через восемь дней получать ответ с подтверждением устранения проблемы или с указанием срока устранения.
Спустя три года в Москве появился ресурс «Активный гражданин», на котором столичные власти проводили электронные опросы среди населения. В 2017 году инициатива московского правительства была приведена в качестве примера другим субъектам РФ: регионам было предложено внедрить у себя аналоги этих решений.
После распоряжения президента в январе нынешнего года о намерении внедрить аналог подмосковного «Добродела» в своих регионах заявили власти Калужской, Курской и Ульяновской областей, Краснодарского и Приморского краев, а также Республик Алтай и Мордовия. В Нижегородской области в 2020 году ЦУР уже запущен в работу в пилотном режиме, в Рязанской области центр управления регионом работает в тестовом режиме. Большая часть регионов ведет работу в этом направлении, совершенствуя уже имеющиеся порталы обратной связи с гражданами.