По информации Тасс против компаний Facebook и Twitter возбуждены дела об административном правонарушении. Роскомнадзор обвиняет сервисы в непредставлении достоверных и полных сведений об исполнении закона о локализации баз данных российских пользователей на территории Российской Федерации.
Уведомление о необходимости разместить пользовательские данные граждан на серверах в России было направлено компаниям в декабре 2018 года. На прошлой неделе американские компании представили в Роскомнадзор поясняющие письма, но по сообщению регулятора эти ответы весьма формальны.
«Они не содержат конкретики ни о фактическом исполнении законодательства на текущий момент, ни о сроках исполнения данных норм в будущем», — сообщает пресс-служба ведомства.
Поскольку требуемая информация в полном объеме не была прислана, регулятор возбудил административное дело по ст. 19.2 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)», штраф, который грозит юридическим лицам по этой статье, составит от 3 до 5 тысяч рублей.
Чем в дальнейшем грозит Facebook и Twitter игнорирование требований Роскомнадзора?
Мы помним печальную судьбу профессиональной социальной сети LinkedIn – в 2016 году по решению суда Роскомнадзор блокировал для российских пользователей доступ к сервису. К моменту, когда представители компании готовы были пойти на диалог со службой, решение уже было вынесено и обжалованию не подлежало. Руководство социальной сети пожертвовало сотнями тысяч пользователями.
В случае с Facebook и Twitter количество профилей измеряется миллионами. При этом компании должны соблюсти и требования европейского GDPR (General Data Protection Regulation — Общий регламент по защите данных), и требования российского законодательства. GDPR в свою очередь требует размещение сведений европейских пользователей на территории ЕС, и штраф за нарушение этого требования может достигать 20 млн. евро. Чтобы соблюсти оба регламента, американским компаниям придется внести серьезные изменения в структуру хранения данных, начав с разделения их по территориальному признаку. Отделив российских пользователей от европейских, компаниям надо будет создать юридическое лицо в России и разместить информацию в локализованном дата-центре. Процесс это не только длительный и трудоемкий, но и очень дорогостоящий. Оценка стоимости реализации этого проекта весьма приблизительная – несколько миллионов долларов на приобретение и размещение оборудования. К расходам также прибавится дальнейшее юридическое сопровождение.
Facebook и Twitter ведут переговоры с регулятором и находятся в поиске компромисса. Но невозможно полностью исключить вариант, что американские компании не согласятся с условиями Роскомнадзора, и служба будет вынуждена обратиться в суд с требованием блокировать ресурсы. Вопрос о блокировке популярной социальной сети Instagram и мессенджера WhatsApp, права владения на которые также принадлежат Facebook Inc, пока не поднимался.